Выдержка из стенограммы (выступление Константина Затулина) на пленарном заседании Госдумы 20 ноября 2024 года при обсуждении вопроса «Об обращении Государственной Думы Российской Федерации «К Председателю Правительства Российской Федерации М.В.Мишустину по вопросу реализации системных мер противодействия незаконной миграции»
«Уважаемый Вячеслав Викторович, я не знаю, какой будет порядок обсуждения, конечно, я хотел бы высказаться коротко, но вопросы тоже есть. Вопрос касается двух вещей – это упоминание в тексте этой геномной регистрации, а также вопрос о том, о запрете тем детям, которые не пройдут тестирование русского языка, посещения наших школ.
Первое, что я хотел бы сказать. Геномная регистрация у нас по закону употребляется в отношении неопознанных трупов. Я лично не вижу перспектив никаких, чтобы мы повальную геномную регистрацию организовали въезжающих в Россию. Это не только невозможно, но это ещё и оскорбительно.
Второе обстоятельно то, что касается детей. Мы противоречим статье 78 собственного закона «Об образовании»: каждый, в том числе иностранец имеет право на образование. Поэтому всё, что касается тестирования, это возможно, но запрет…»
<…>
«Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги! Прежде всего, чтобы снять какие-то подозрения, я вообще поддерживаю и всегда поддерживал обращение Государственной Думы к вопросам миграции, и, конечно, поддерживаю, когда мы обращаемся к Правительству с предложением что-то улучшить. Вообще было бы странно иное.
Те законы, которые здесь упоминаются, как нами принятые, я являюсь или их автором или их соавтором.
Но, дорогие друзья, первое, на что я хотел бы обратить внимание, это Постановление вышло за рамки вопросов незаконной миграции и говорит о миграции трудовой в целом, это тоже можно поддержать. Но тогда почему, например, мы не говорим в этом документе, а стоило бы сказать о том, что есть такой вид миграции, как репатриация, возвращение соотечественников, эта тема здесь вообще никак не упоминается. А Президент уже принял по этому поводу указ, но ничего не делается в осуществление этого указа. А что нужно для того, чтобы это делалось? Прежде всего, определиться с тем, а кто соотечественник, а кто нет. У нас три года лежит в Комитете с неудом Правительства законопроект, который устанавливает, а кто наши соотечественники, а кто нет. Отчего возмущение? Оттого, что идут через государственную программу – добровольное содействие соотечественникам – лица, которые соотечественниками не являются. Таджики, узбеки, киргизы при всём к ним уважении не являются нашими соотечественниками. Но это не значит, что к ним надо относиться как к какому-то… людям второго сорта. Поэтому надо, наконец, принять этот перечень народов, исторически проживающих в России, это вторая часть определения соотечественника, она везде опускается. Это надо сделать. Мы от этого всё время уходим, и здесь об этом… тоже об этом ничего не говорится, к сожалению.
К сожалению, не говорится о том, что надо всё с ног на голову не ставить, а поставить всё на ноги. Должно быть ведомство, ответственное за всё, чтобы оно понимало, нужны мигранты экономически или нет. Неужели вы думаете, что МВД это понимает и знает? МВД следит за учётом и должно следить, но требуется, и многие об этом говорили, специализированное ведомство. Об этом мы здесь тоже не говорим.
Наконец, последнее. Ну, ещё странно было бы меня упрекать в том, что я вообще не хочу, чтобы знали русский язык, именно потому, что я выступаю за распространение русскоязычия. Ну странно же, когда мы создаём, строим школы за рубежом и мы это поддерживаем, русские школы в Таджикистане, в Киргизии и так далее, а здесь мы говорим: мы их, детей мигрантов, в свои школы не пустим.
Дорогие друзья, надо вводить дополнительные классы, надо финансировать дополнительно, надо ещё что-то…, но не надо слово «запрет» употреблять, вот о чём я говорил, только об этом. Тестирование, если хотите, проводите, но запрет нельзя. Нарушаем, посмотрите, статью 78 собственного закона: каждый имеет право на образование. Да вот хотя бы об этом задумайтесь. Вот это и всё.»