Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        Выступление Константина Затулина на Международной конференции «Геноцид. Память и Предупреждение»

        VIDEO

        Константин Затулин, 24 апреля 2024 года, принял участие и выступил на Международной конференции «Геноцид. Память и Предупреждение». Во время выступлений участников красной нитью проходила искренняя обеспокоенность происходящими в Армении событиями, навязыванием обществу антиармянских нарративов, антироссийской политикой и попытками переложить на Россию ответственность за свои ошибки, без оглядки на последствия этих действий.

        В этот день как-то язык не поворачивается сказать «добрый день». День не очень добрый. Для армян во всем мире и для друзей армян во всем мире. 24 апреля признанный День памяти жертв геноцида в Османской Турции. Действительно, в 95-м году Государственная Дума приняла такое решение. И с этого момента Россия заняла свое место в этом списке, который только что здесь был за моей спиной,- тех государств, которые признали факт геноцида. Как мы прекрасно знаем, в этом списке есть страны разного масштаба, калибра, разного, на самом деле, места в международных отношениях. И так же, как характерен этот список, по числу стран, которые признали геноцид, также характерны и исключения. Рядом с этим списком, наверное, можно было бы опубликовать список тех, кто не признал геноцид армян в Османской Турции. И к большому сожалению, соседи армян на Кавказе, такие страны как Турция, Азербайджан, они не признали и не собираются признавать геноцид армян. Хотя, как мы сегодня читали, президент Турции сегодня обратился со своим посланием, пытаясь поставить на одну доску все, что произошло в Османской Турции с армянами и то, что вообще происходило в годы Первой мировой войны. Поставить на одну доску жертвы среди армян и турок в тот момент. Якобы это было что-то обоюдное.

        Это не было на самом деле, чем-то обоюдным. Это было истребление, причем планомерное, спланированное властями истребление армянского населения по подозрению в нелояльности. Хотя в турецкой армии служили и защищали Турцию многие военнослужащие армяне. Они-то как раз и стали первой жертвой, как вы все хорошо знаете, зная историю этого геноцида.

        Но я сейчас хотел бы отойти от событий столетней давности и всё-таки сказать то, что я должен был бы сказать в связи с тем, что происходит на наших глазах сегодня. Знаете, есть такая русская поговорка, «черного кобеля не отмоешь до бела». Можно приводить какие угодно объяснения, можно как угодно утаивать то, что произошло, но исход армянского населения из Арцаха – Нагорного Карабаха является элементом геноцида, который на наших глазах, к глубокому сожалению, и стыду произошел. И мне стыдно за тех моих коллег в Государственной Думе, которые пытаются славословить все это и находят удовольствие в том, чтобы рассказывать, что это акт исторической справедливости, восстановление территориальной целостности. Ну и так далее, и так далее, и так далее. Я не касаюсь вопросов территориальной целостности на этот счет. У нас есть эксперт, господин Пашинян, который всем рассказал, в чем состоит территориальная целостность и Азербайджана, и Армении, и продолжает идти по этому пути. Это, на мой взгляд, глубоко внутриармянский вопрос, прежде всего, хотя не только, конечно, армянский.

        Что дальше будет и как дальше будет? В каком направлении будет идти Армения? Вопреки всему тому, что с утра до вечера я читаю в азербайджанских сайтах, блогах о самом себе, а с некоторых пор и в некоторых армянских сайтах, единомышленников господина Пашиняна, который запретил мне въезд в Армению в 2022 году, я никогда не позволял себе оскорблять азербайджанский народ, которому я желаю счастья и благополучия. На протяжении многих лет существования Нагорно-Карабахской проблемы выступал всегда за справедливое решение этого вопроса, которое, на мой взгляд, не могло иначе состояться, кроме как признать волю народов к самоопределению, право народа Нагорного Карабаха на существование в независимом статусе и возвращение части тех районов, которые по периметру Нагорного Карабаха в 1994 году оказались под контролем армянских Вооруженных сил. Я выступал всегда на протяжении 20 лет с этой идеей. И это кому-то не нравилось в Армении, это кому-то, конечно, не нравилось в Азербайджане, но я никогда не позволял себе оскорблять народы, азербайджанский в том числе. Взаимности в этом вопросе я не добился, потому что оскорбления льются сплошным потоком, самые грязные, и подлые. Мне кажется, что в этом случае люди, которые этим занимаются, сами себя разоблачают. И нет необходимости это комментировать.

        Но я утверждаю, что то, что произошло вот за эти годы, начиная с 20-го, после первой войны, а затем в 23-м году, финальной стадии, это трагедия и это история, которая не может быть просто так забыта и которая будет иметь безусловные последствия в будущем. И все, кто на словах или в самом деле хотят установления каких-то дружеских отношений в этом регионе между прежде конфликтующими сторонами не могут поддерживать такое решение вопроса. Даже в советские времена, когда большевики перекраивали карту Российской империи, они понимали, что Нагорный Карабах должен обладать статусом хотя бы автономной области в составе Азербайджана. Потому что это гарантия для армян, живущих на своих исторических землях, что они могут продолжать там жить, строить свою жизнь, воспитывать своих детей и ходить в те самые монастыри, которые сегодня называются албанскими. Вы знаете, наверное, о том, что Дадиванк уже теперь не Дадиванк. Я боюсь ошибиться в названии якобы Албанском, которое ему сегодня присваивают в Баку. Но я был в этом Дадиванке не один раз.

        Поэтому, завершая, хотел бы сказать. Сегодняшняя ваша конференция, в которой я принимаю участие, благодарен за приглашение, безусловно, важна. Она очень важна для консолидации армянской общины, граждан России армянской национальности в России. Конечно, Союз Армян на протяжении многих лет делает эту важную работу. Но она не меньше важна и для тех, кто является русскими и гражданами других национальностей в Российской Федерации. Потому что то, что я верю, заставляет нас быть патриотами своей страны,- это прежде всего то, что она выступает за справедливость. Как только и если мы начинаем в этом сомневаться, это порождает глубокие внутренние проблемы в нашем обществе.

        Я прочел то, что вчера заявил господин Ален Симонян, если не ошибаюсь, в Европарламенте. Он начал с того, что Армения горячо поддерживает территориальную целостность Украины, Грузии, Молдавии и так далее. Я так понимаю, он забыл перечислить Азербайджан в числе стран, территориальную целостность которых горячо поддерживают власти сегодняшней Армении. Он в своей речи обрушился на Россию, которая якобы терроризирует армянское общество, вмешивается во внутренние дела, и они вынуждены теперь запрещать вещание российских каналов на своей территории. И так далее. Он говорил в комфортной аудитории среди собравшихся русофобов, которые в Европарламенте уже приняли месяц назад заявление, по которому требуют дефедерализировать и деколонизировать Российскую Федерацию. То есть, развалить и расколоть Россию. Разговор не о том, чтобы вернуть Украину к границам 1991 года. Нет, разговор уже пошел дальше: о том, чтобы развалить Российскую Федерацию как таковую, не ограничиться там какими-то там российско-украинскими спорами.

        И вот сегодня, к стыду, этот человек является председателем Национального Собрания Армении. Несколько лет назад, в 2020 году, когда я еёщ мог бывать в Армении, он пригласил меня на ужин. После ужина, который прошёл недалеко от Центральной площади, я уже собирался уходить, он говорит: «Нет, давайте вместе с вами выйдем и пройдем по площади». Я говорю: «Зачем?» – «Ну, вы же такой популярный в Армении, – сказал мне Ален Симонян. – Я хочу быть рядом с вами, когда мы будем гулять по площади в Ереване». А сегодня он рассказывает про нас то, что он рассказывает.

        Кто-нибудь в Армении, кто-нибудь из наших друзей в Армении чувствует упрек в связи с тем, что эти люди продолжают работать, руководить и направлять Армению? Пусть это будет сочтено вмешательством во внутренние дела, но есть и дела поважнее внутренних. Это честь и справедливость. И для русского и для армянского народа это общие понятия.

        Заканчивая, хотел бы сказать, в 22-м году в октябре наш Лазаревский клуб, в котором многие члены Союза армян принимают участие, собирался провести в Ереване свое заседание которое называлось «Историческое прошлое и настоящее российско-армянских отношений». Мы послали приглашение господину Пашиняну, господину Симоняну и др. Ответом было то, что мне запретили въезд, чтобы я ни в коем случае не провел это мероприятие. Мы его провели в режиме телемоста между Ереваном и Москвой. Но с тех пор, к сожалению, мы не проводили общих заседаний в большом формате, ограничиваясь встречами в рамках Совета Лазаревского клуба, заявлениями, которые мы делали.

        30 мая Совет Лазаревского клуба решил провести большое заседание здесь, в Москве, где мы можем это сделать, в отличие от Еревана. И тема этого заседания звучит так: «Куда идешь? О кресте Армении и кресте России». Вот так сформулирована эта тема. Именно потому, и это последнее, что я хотел бы сказать, что мы прекрасно знаем, что сегодня атака внутри Армении направлена не только на связи между Россией и Арменией, на сами основы мировоззрения армянского народа, на Армянскую Апостольскую Церковь, которая на протяжении столетий в отсутствии государства объединяла и удерживала армянский народ от ассимиляции, от того, чтобы сегодня армяне назывались персами, турками, сирийцами. Но какие еще доказательства предательства нужны? Мы хотим это все обсудить. Я приглашаю тех из вас, кто захочет принять в этом участие.

        Спасибо.

        /