Вышел новый номер популярного журнала «Историк». В журнале размещен фрагмент выступления Константина Затулина на ежегодном научно-образовательном форуме «Историческая Россия: пространство и время», первое заседание которого прошло 16 мая 2023 года в Доме Пашкова.
«Все то время, что я нахожусь в политике и участвую в общественной жизни, то есть с конца 1980-х – начала 1990-х, я задаю себе вопрос: как назвать пространство, на котором развивается наша историческая судьба? Вы знаете, что оно называлось когда-то (и это было хорошее название) Российской империей, затем пришел черед Советского Союза, потом Российской Федерации.
Мы долго искали и, как мне кажется, слишком быстро нашли с подачи наших соседей название – «Евразийское пространство». Оно, на мой взгляд, несовершенно и неточно. Мы все – и те, кто его использует, скажем, в Казахстане, в России или где-то еще, – вкладываем в него на самом деле разные смыслы…
Иногда мы пытаемся отождествить это пространство с понятием «Русский мир». Это тоже не совсем точно. Или, правильнее сказать, совсем неточно. «Русский мир» – ругательное выражение для наших противников. Они рассматривают это понятие (особенно в связи с началом СВО) как нашу претензию на бывшие союзные республики, на бывшую территорию Российской империи.
Но Русский мир, по моему глубочайшему убеждению, это не территориальные претензии. Это попытка найти способ сохранить отношения с людьми, с народами – с умами и душами тех, кто после 1991 года остался за пределами России, чтобы сберечь пространство русского языка и русской культуры. В этом смысле Русский мир существует поверх границ. Помните, осенью 2016 года на вручении премий Русского географического общества Владимир Путин задал вопрос школьнику Мирославу Оскирко: «Где заканчиваются границы России?» «Границы России заканчиваются через Берингов пролив с США», – ответил Мирослав. «Границы России нигде не заканчиваются», – сказал президент, добавив, правда, что «это шутка». Но президент прав: образ Русского мира как России, у которой нет границ, связан с нашим представлением о том наследии русской государственности, которое перекочевало из государственных форм в культурную, языковую, духовную сферы.
Я всегда был убежден, что речь должна идти прежде всего о людях, а не о территориях. Нам нужно бороться за людей! Именно поэтому я в свое время предлагал раздавать российские паспорта за рубежом – на Украине, в Казахстане и других республиках. Но мы требовали (в соответствии с нашим законом о гражданстве) от всех, кто хочет вступить в гражданство Российской Федерации, чтобы они переехали в Россию, чтобы они в первую очередь отказались от гражданства страны проживания – допустим, украинского или казахстанского. А они не могли отказаться, потому что жили на этой земле испокон веку. В той Новороссии, которую мы теперь наконец-то называем своим именем. Это была глупость, и ее плоды мы пожинаем сейчас в полной мере.
В нашей академической науке есть точка зрения (увы, преобладающая), согласно которой что с возу упало, то пропало. Адепты этой позиции полагают, что в силу политики царской России, а затем во времена СССР в результате советской украинизации украинский народ необратимо обособился от русских. Что это – отрезанный ломоть. Я в этом не убежден. Я считаю, что так же, как была проведена украинизация в свое время, можно провести обратный процесс. Еще не поздно перетащить людей на нашу сторону.
На мой взгляд, высшая форма национального интереса русского народа – это существование империи. В этом, если хотите, наша национальная идея. Что такое империя? Это страна, в которую вы вбираете другие народы, сохраняя их самобытность, поддерживая их гражданское равноправие; это формула «Россия – для всех, кто ей верно служит, и российские граждане – это все, кто живет в России, кто верен ей, вне зависимости от национальности». Однако очень важно находить правильные слова. Сегодня мы не сможем восстановить нашу общность под лозунгом «Не хотите ли вы стать частью новой Российской империи?». Никто на это не пойдет. Но если мы будем говорить, что мы за традиционные религии, что мы за традиционный образ жизни, что мы против всех тех идей, которые идут с Запада, против их гендерных и трансгендерных экспериментов и тому подобного, мы можем притянуть к себе людей. Если Запад говорит: «Будьте с нами, и мы сделаем вас такими, как мы», то мы говорим: «Будьте с нами, и вы останетесь теми, кто вы есть, сохранитесь в том виде, в котором вы хотите остаться». Вот в этом, мне кажется, должна заключаться идея Русского мира и связанная с ней идеология нашей внешней политики, которая обязательно должна быть у России».