Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На
        страницу
        депутата

        Вызовы и задачи миграционной политики в условиях пандемии

        VIDEO

        19-20 ноября 2020 года в Российском университете дружбы народов состоялась III Международная научно-практическая конференция «Миграция и глобальные вызовы третьего десятилетия» при экспертной поддержке Совета Европы и Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Конференция прошла в очном и онлайн- форматах.

        В рамках работы пленарной части Конференции эксперты обсудили трансформацию миграционных процессов под влиянием пандемии COVID-19.

        В конференции принял участие Специальный представитель ГосуДумы РФ по вопросам миграции и гражданства, Первый заместитель Председателя Комитета ГосДумы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, Руководитель Института стран СНГ, член Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, член Правительственной комиссии по миграционной политике Константин Затулин. Приводим стенограмму его выступления:

        Приветствую участников и организаторов этой конференции, собранной в сложных условиях закрытых границ. У Российского университета дружбы народов и нашего Института стран СНГ или иначе Института диаспоры интеграции давно сложилось плодотворное сотрудничество. Между нашими организациями, еще в октябре восемнадцатого года, было заключено соглашение о сотрудничестве в сфере образования и науки, в рамках которого студенты РУДН проходят в институте практику, выполняют курсовые работы. Объединенными усилиями мы готовим и проводим конференции и другие мероприятия при взаимной заинтересованности в их тематике и направленности.

        Сегодняшняя международная конференция является еще одним шагом на этом пути. Пандемия потребовала развития международного сотрудничества и координации действия стран мира в борьбе с этой новой для мира напастью. Сегодняшнее обсуждение направлено к этой цели и является нашим вкладом в это общее дело. В России все органы власти включены в реализацию срочных мер в здравоохранении, экономических и финансовых отношениях, в регулировании передвижения населения как внутри страны, так и трансграничного, деятельности субъектов федераций по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции и много-много другого. Чрезвычайная ситуация потребовала оперативных решений, которые принимали президент, правительство, различные федеральные и региональные ведомства. Государственная дума, конечно, не осталась в стороне. Принято несколько федеральных законов по неотложным мерам, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращения последствий распространения новой коронавирусной инфекции, об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период пандемии. Об освобождении индивидуальных предпринимателей пострадавших организаций от имущественных налогов за второй квартал две тысячи двадцатого года. Теперь видимо и за третий квартал. Еще несколько законопроектов находятся на рассмотрении в Госдуме.

        Важнейший законопроект для лиц без гражданства, находящихся в России который вводит удостоверение личности лица без гражданства, был внесен в Госдуму Правительством Российской Федерации двадцать пятого апреля этого года. Восьмого июля законопроект прошел первое чтение. И я могу сказать, что, конечно, сегодняшняя ситуация только обостряет его актуальность. Принятие законопроекта устранит серьезный пробел в отсутствии полноценного документа для лиц без гражданства в России. Я, в частности, внес некоторые на мой взгляд важные поправки, которые уточняют и поправляют некоторые позиции этого внесенного законопроекта, и мы сейчас определяемся с датой второго чтения.

        Непосредственно вопрос эмиграции, правового положения иностранных граждан в России, трудовых отношений мигрантов, вопросов въезда и выезда в Россию в условиях пандемии регулируется целым рядом нормативных актов. Я их очень коротко перечислю. Это Указ Президента от восемнадцатого апреля двадцатого года «О временных мерах по регулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с пандемией»; распоряжение Правительства Российской Федерации от шестнадцатого марта этого же года «О временном ограничении въезда в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства»; распоряжение Правительства от двадцать седьмого марта того же года «О мерах по предупреждению проникновения на территорию России новой коронавирусной инфекции»; целый ряд указаний МВД от девятнадцатого марта двадцатого года, от пятнадцатого сентября двадцатого года; приказ Министерства здравоохранения; постановления Главного санитарного врача России. Указом Президента №274 приостановлено ограничение по срокам пребывания в России с пятнадцатого марта двадцатого года по пятнадцатое декабря. Этот срок продлевался, действие этого указа, сначала до пятнадцатого июня, потом до пятнадцатого сентября, теперь до пятнадцатого декабря. И приостановлены сроки временного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, временного или постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в России, сроков на которые иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания или зарегистрированных по месту жительства. Срок действия различных документов разрешающих пребывание на территории РФ, в том числе виз, миграционных карт, удостоверений беженца, свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцев, свидетельства о предоставлении временного убежища и свидетельства участника государственной программы переселения. Что значит приостановлены сроки? Это значит, что если эти сроки истекают в указанный период, то они продлеваются. Если как требует наше законодательство и внутриведомственные акты в течение определенного времени человек должен пройти определенные процедуры, в настоящий момент этот срок не засчитывается, он продлевается вплоть до пятнадцатого декабря текущего года. В этот же период не принимаются решения в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства о нежелательности их пребывания, об административном выдворении из Российской Федерации, формы принудительного выдворения за пределы РФ, о депортации или реадмиссии, решение о лишении статуса беженца, временного убежища, об аннулировании ранее выданных виз, разрешений на работу, патентов, разрешений на временное проживание, видов на жительство и свидетельств участника государственной программы добровольного переселения соотечественников.

        Для трудовых мигрантов также сделаны существенные послабления на этот период. Те из них кто выехал из безвизовых стран, могут оформить патент на работу без учета требований к установленному сроку подачи документов, заявленной целью визита и указанного срока выезда из России. Работодатели, имеющие разрешение на привлечение иностранцев, могут оформить в упрощенном порядке разрешение на работу тем, кто приехал из визовых стран. Важным нововведением на период пандемии является так называемая коронавирусная амнистия, фактически объявленная различными указаниями МВД, подписанная ее первым заместителем министра МВД Горовым. Девятнадцатого марта, например, органом МВД было предписано продлевать срок действия имеющихся виз независимо от цели въезда в Российскую Федерацию и сроки временного пребывания таких иностранных граждан по мотивированному заявлению с последующей выдачей транзитных виз для выезда из России. Для иностранных граждан прибывших в Российскую Федерацию из безвизовых стран в случае истечения у них разрешенного срока временного пребывания, принимать решение о продлении срока временного пребывания до девяноста дней на основании мотивированного заявления. Целый ряд других решений заложено было в это ведомственное указание, в том числе, при выявлении иностранных граждан находящихся на территории Российской Федерации с нарушением установленного порядка пребывания проводить с ними разъяснительную работу о необходимости урегулирования своего правового положения в Российской Федерации. Речь идет, например, об известном «правиле девяноста дней», которое, к сожалению, довольно часто нарушается, причем не обязательно злонамеренно – по объективным обстоятельствам. И в обычной ситуации это могло бы быть поводом для решений судов о депортации. В период пандемии такого быть не может. Следующим распоряжением МВД за пятнадцатое сентября этого года объявлено о продлении до пятнадцатого декабря виз, а для лиц из безвизовых стран о продлении временного пребывания, миграционного учета. Также подчеркнуто, что тем, кто нарушил миграционное законодательство еще до пятнадцатого марта нужно дать возможность до пятнадцатого декабря легализоваться, встать на миграционный учет без штрафных санкций. Благодаря тому, что осенью прошлого года в течение весенней сессии нынешнего, Госдумой принято ряд поправок в Федеральные законы. Для многих групп иностранных граждан открылись возможности получить разрешение на временное проживание или РВП без квоты, вид на жительство без разрешения на временное проживание, гражданство РФ в упрощенном порядке. Сейчас те, кто благодаря этим мерам смог встать на миграционный учет, получит право на дальнейшую, более полную интеграцию в Россию, вплоть до получения гражданства Российской Федерации. Пандемия и связанные с ней ограничения, возможности трансграничного передвижения заставили объявить о возможности легализоваться всем, кто еще до объявленного карантина пятнадцатого марта двадцатого года оказался нарушителем миграционных правил. То есть сейчас, чрезвычайным порядком, проводится та самая миграционная амнистия, которая предлагалась мной и моими коллегами в государственной думе еще двадцать пятого июня восемнадцатого года во внесенном нами законопроекте, который, к сожалению, остается пока нерассмотренным.

        Надо сказать, что миграционная амнистия в России для трудовых мигрантов из постсоветских стран: таких как Молдавия, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан по договоренности руководителей наших стран проводилась. Опыт подобных амнистий для временных мигрантов есть во многих странах. Уникальность России состоит в том, что в нелегальном положении у нас оказываются те, кого РФ относит к своим соотечественникам, проживающим за рубежом, кто приехал в Россию на постоянное жительство из постсоветских стран, но не смог быстро легализоваться. Для тех, кто въехал до первого ноября две тысячи второго года путь к легализации дает недавно поправленная глава восьмая закона «О гражданстве Российской Федерации». Но она имеет к сожалению ограниченный во времени срок и относится к тем кто уже восемнадцати и более лет живет в России с неурегулированным правовым статусом. А тем, кто въехал последнее время на родину своих предков, она пока не помогает. И наша работа сейчас в Государственной думе направлена на то, чтобы распространить это не только на людей, приехавших в Россию до две тысячи второго года, но и на тех кто, относясь к нашим соотечественникам, и фактически осуществляя свое право на репатриацию, приехал к нам в самое последнее время. В две тысячи восемнадцатом году миграционная амнистия для граждан Украины, которые вынуждены были переехать в Россию из-за гражданской войны, угрозы своей жизни, она сейчас объявлена для всех, кто нелегально находится в России. И это один из уроков, преподнесенных нам коронавирусом, который нужно усвоить и после окончания карантинных мероприятий провести полноценную миграционную амнистию, чтобы снять с повестки дня массовую проблему нелегальной миграции среди соотечественников, находящихся в России. Это задание, которое выросло из пандемии для российских законодателей. Большое вам спасибо за внимание.

        /