Считаю, что Россия, по сути, не евразийская, а европейская страна, часть которой расположена в Азии. Государствообразующий (что признано в 2020 году при внесении поправок в Конституцию РФ) русский народ точно является европейским. Мы европейцы, которые преодолели долгий путь с Запада на Восток, дошли до Тихого океана. Так же и США – страна преимущественно европейской культуры, но на Американском континенте англосаксы и другие народы проделали свой путь с Востока на Запад и вышли к тому же Тихому океану.
Как и многие, я отдаю должное Гумилёву, его труды – часть моей библиотеки. Но думаю, что Лев Николаевич хватил через край, одолжившись у истины ради идеи. Хотя Гумилёву простительно, особенно с учётом эпохи, в которую он жил. Но по сей день радоваться приходу Орды на нашу землю не стоило бы даже из любви к Льву Николаевичу. Мы стали жертвой Орды, прикрыв от неё Европу, – эта традиционная трактовка, на мой взгляд, точнее расставляет акценты.
При этом я от всей души поддерживаю Сергея Юрьевича Глазьева, который осуждает добровольно взятую нами роль эпигонов Запада в экономической теории и практике. Этот комплекс неполноценности теперь дорого обходится. Но Глазьев, развивая свою мысль, утверждает, что надо всеми силами поддерживать прорывные идеи, которые по-новому определяют особое положение России в прошлом. И вспоминает Фоменко и Носовского, двух шарлатанов с академическим загаром.
Сергей Юрьевич, как и Платон, мне друг, но истина дороже. Очень жаль, если наши коллеги, не историки по образованию, по-прежнему увлечены теориями Носовского и Фоменко, «отменивших» несколько тысячелетий истории, чтобы доказать, что Иисус – это Алексей Комнин, а Дмитрий Донской на самом деле Тохтамыш. Подобная ересь, которая в 1990-е и в начале 2000-х годов засоряла полки книжных магазинов и продолжает распространяться (хоть и не так активно), – не более чем отражение факта, что мы в 1990-е годы пережили крупнейший кризис исторического сознания, связанный с развалом СССР и разочарованием людей. Им «помогли» разочароваться в своих достижениях и способностях, заронили в душах сомнение, что наша история заслуживает уважения.
На этом фоне появилась масса публикаций (есть и сейчас), призванных доказать, что ничего, кроме стыда, наша история собой не представляет. В своё время Пушкин тоже был вынужден спорить примерно о том же, отстаивая честь русской истории. Сегодня ему оппонирует Борис Акунин, который в своей «Истории государства Российского» внедряет мысль: Россия должна стыдиться героев прошлого…
Несколько десятилетий истории Евросоюза и тысячелетняя история Европы – не одно и то же. Россия имеет больше прав на европейскую культуру, чем Евросоюз, отказавшийся от христианских корней. И тем более – чем Англия с её островной психологией и имперской колонизаторской политикой на всех континентах.
Конечно, сейчас можно, как бы обидевшись на Евросоюз, повернуться к Европе спиной. Мы-де переосмыслили своё прошлое, настоящее, будущее, и отныне наше будущее связано исключительно с Востоком. Нет, мы должны бороться с теми в Западной Европе, кто выталкивает нас из неё и пытается доказать, что мы и европейская культура – вещи несовместные.
Константин Затулин,
первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками