Специальный представитель Государственной Думы РФ по вопросам миграции и гражданства, первый зампред Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, директор Института стран СНГ Константин Затулин в программе «60 минут»:
Мы, конечно, все переживаем за происходящее не только в Курской области — на всём протяжении линии фронта, которая, напомню, проходит по территории новых субъектов Российской Федерации, принятых в состав России в результате и в ходе специальной военной операции. И, конечно, мы ждём, что не только на Донецком, Покровском направлении, но и в Курской области, где удалось закрепиться на определённых местах украинским вооружённым силам, достигнем успехов. Цыплят считают по осени. Осень уже близко.
Но я бы хотел обратить внимание на другое. Вчера состоялись похороны полномочий Верховной Рады Украины. Как мы все знаем, в мае месяце истёк официальный срок полномочий президента Украины Зеленского, а вот вчера истекли полномочия Верховной Рады Украины, которая не собирается, как и Зеленский, переизбираться. И, собственно говоря, всё это означает, что законной власти на Украине, действительно законной, на данный момент не существует. Но нельзя же считать законным правительство Украины, которое назначено тоже президентом и Верховной Радой. Или, допустим, заменой им судебные власти, которые не являются распорядителем военных действий.
Но всё это вместе взятое совершенно не производит впечатления на ту часть западной общественности, которая поставила на Украину в качестве орудия в борьбе с Россией. И как раз в эти дни, мы знаем в США, пребывает очередная делегация, которая прогуливается по Вашингтону — министр обороны, глава администрации (офиса) президента Зеленского. Все они в очередной раз с ходатайствами приехали к своим покровителям.
Но что любопытно, публично целью этой поездки является согласование удалённых целей для атаки теми самыми поставленными Западом ракетами на территории Российской Федерации. Спрашивается, зачем это так публично афишировать? Ну, во-первых, для того, чтобы напугать нас здесь, в России, чтобы подтолкнуть к каким-то формам протеста или поискам каких-то вариантов выхода из военных действий. Всё это крайне нереалистично, всем очевидно, что этого они никогда не добьются.
Но есть и вторая причина. Вторая причина состоит в том, что им нужно, конечно, постараться втянуть Запад, чтобы в той или иной форме перешагнуть очередные так называемые красные линии. О которых не знает только ленивый, что они уже много раз перешагивались. Начиная с дискуссии о том, можно ли поставлять каски Бундесвера в начале специальной военной операции для помощи Украине и кончая теперь нахождением на территории Украины самолётов F-16. И дискуссии по поводу того, можно ли сбивать российские ракеты над украинской территорией оружием с территории самих стран НАТО. И можно ли на самом деле, и нужно ли, согласовывать цели.
Ведь на самом деле всем же понятно, что если сегодня планирование, совместное слаживание не просто происходит где-то там в тайне, но на самом деле опубличивается то, что цели ударов теперь будут согласовываться. Это значит, что за каждый такой удар, если он достигает или не достигает цели, нести ответственность будут не только те, кто запускает эти ракеты, — не только условно украинские вооружённые силы, которые сегодня подозреваются в том, что они этим процессом не владеют, — но будут прежде всего отвечать те, кто эти цели наметил. То есть, конкретно за каждой намеченной целью, за каждым раненым или убитым, если такое произойдёт, будет стоять ответственность той страны, которая поставила здесь галочку.
Заметьте, что по этому поводу происходят публичные дискуссии. Вот здесь тоже, мне кажется, идёт игра в доброго и злого следователя, потому что то говорят, что мы согласны с тем, что это необходимо для отпора России, то говорят, нет, мы не согласны, мы ещё не готовы. То говорят, что мы примем решение солидарно, потом говорят, нет, в Европейском Союзе, Боррель только что сказал, теперь каждый отдельно будет принимать решение, кто поставляет эти ракеты. Не все поставляют ракеты, но мы знаем те страны, которые сегодня готовы уже дать такое согласие. Ну, например, Великобритания.
То есть, всё это просто-напросто, конечно, вписывается, во-первых, в логику маневров вокруг вопроса о том, как долго и насколько долго будут продолжаться военные действия, будет или не будет на самом деле попыток подтолкнуть к переговорам. Что будет происходить в ходе самого главного политического события второй половины этого года, а именно — выборов в Соединённых Штатах. Как это будет влиять на происходящее и как это можно будет использовать в этих целях.