Проголосовал сегодня, 15 января, за принятие Госдумой в первом чтении законопроекта №804702-8 с длинным названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части создания механизмов противодействия заключению договоров потребительского кредита (займа) и осуществлению операций с использованием денежных средств клиента без его добровольного согласия или с согласия, полученного под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием).
Законопроект направлен на противодействие мошенническим схемам по хищению денежных средств с использованием методов социальной инженерии. На прошлой неделе мне, к слову, по результатам депутатского приёма в Сочи пришлось направить запрос руководству «Газпромбанка» в связи с мошенничеством, совершённым со счётом сочинца в местном отделении банка. В соответствии с принятым в первом чтении законопроектом при принятии микрофинансовой организацией решения о предоставлении потребительского займа, кредитная организация – до предоставления заемных денежных средств при наличии распоряжения заемщика о перечислении заемных денежных средств на счет третьего лица обязаны осуществить проверку сведений о получателе денежных средств, указанных в заявлении о предоставлении потребительского кредита (займа) и (или) распоряжении заемщика о перечислении заемных денежных средств на счет третьего лица, на наличие их в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента.
При выявлении в ходе указанной проверки совпадения сведений о получателе денежных средств с информацией, содержащейся в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, микрофинансовая организация отказывает в заключении договора потребительского займа с уведомлением заемщика в письменной форме о таком отказе с указанием его причины, не позднее окончания дня принятия решения об отказе в заключении договора потребительского займа, а кредитная организация отказывает в перечислении денежных средств на счет третьего лица, указанного заемщиком, с незамедлительным уведомлением заемщика в письменной форме о причинах такого отказа.
Вводится «период охлаждения» заемщика. Кредитная организация, микрофинансовая организация будут осуществлять передачу заемщику денежных средств по договору потребительского кредита (займа):
— не ранее, чем через 4 часа после того, как сторонами договора потребительского кредита (займа) будет достигнуто согласие по всем индивидуальным условиям договора, а также в случае увеличения суммы кредита (займа) или лимита кредитования, – в случае если сумма потребительского кредита (займа) или лимит кредитования составляет от 50 тыс. руб. до 200 тыс. руб.;
— не ранее, чем через 48 часов после того, как сторонами договора потребительского кредита (займа) будет достигнуто согласие по всем индивидуальным условиям договора, а также в случае увеличения суммы кредита (займа) или лимита кредитования, – в случае если сумма потребительского кредита (займа) или лимит кредитования превышает 200 тыс. руб.
На кредитные организации также возлагается обязанность отказать во внесении наличных денежных средств на банковские счета с применением токенизированных (цифровых) платежных карт, определяемых в соответствии с ФЗ «О национальной платежной системе», с использованием банкоматов или иных технических устройств на общую сумму более 50 тыс. руб. в течение 48 часов с момента выпуска такой токенизированной (платежной) карты и незамедлительно уведомляет лицо, вносящее наличные денежные средства, о причинах такого отказа предупреждающей надписью, отражаемой на экране банкомата или иного технического устройства, через который осуществляется внесение таких наличных денежных средств.
Оператор по переводу денежных средств обязан будет отказать клиенту в заключении договора об использовании электронного средства платежа в случае, если им получена от Банка России информация, содержащаяся в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, которая содержит сведения, относящиеся к такому клиенту и (или) его ранее выданному электронному средству платежа, при наличии сведений МВД России о совершенных противоправных действиях.
Устанавливается, что денежные средства по договору потребительского займа, заключенному с использованием сети «Интернет», будут предоставляться микрофинансовой организацией заемщику (за исключением перечисления денежных средств торгово-сервисному предприятию в счет оплаты его товаров (работ, услуг), если обязанность по перечислению денежных средств предусмотрена договором потребительского займа) при условии совпадения сведений о заемщике и получателе денежных средств. Признаки совпадения сведений о заемщике и получателе денежных средств будут установлены нормативным актом Банка России.
Также микрофинансовая организация обязана будет разработать внутренний документ, предусматривающий реализацию мероприятий по противодействию заключению договоров потребительского займа без добровольного согласия клиента, а также иным мошенническим действиям, характерным для этой микрофинансовой организации.
Законопроект задел за живое и стал поводом для продолжительного обсуждения. Ко второму чтению на будущей неделе должны быть представлены поправки. Приглашаю всех заинтересованных ознакомиться с текстом законопроекта в базе данных Государственной Думы и прислать, при необходимости на мой адрес (zatulin@duma.gov.ru), свои замечания и дополнения.
Константин Затулин
15 января 2025 года