Вступительное слово К.Ф. Затулина на конференции «В Молдавии или в Румынии:останется ли Республика Молдова на карте 2025 года?» 27 июня 2024 года.
Доброе утро, уважаемые участники конференции. Но, прежде всего, хотел бы сказать, что, как говорил классик: «События зрит и безумный». Курс на переподчинение Республики Молдова Евросоюзу и НАТО и поглощение Молдовы Румынией, обостряющиеся на этом фоне репрессии властей и внутриполитическая борьба в преддверии перевыборов президента Республики 20 октября этого года, вкупе с расширением блокады Приднестровско-Молдавской Республики, осложнениями вокруг Гагаузской автономии не могут нас в России оставить безучастными. С учетом всех этих вызовов наш Институт стран СНГ решил пригласить вас сегодня и провести конференцию под таким названием «В Молдавии или в Румынии. Останется ли Республика Молдова на карте 2025 года?».
Институт стран СНГ с момента своего основания в 96-м году ведет постоянную работу в регионе. Вы, наверное, на регистрации получили только что вышедший информационный аналитический мониторинг, который мы издаем, «Молдово-Приднестровский регион». В Тирасполе действует филиал Института стран СНГ. Я хочу сразу сказать, что в течение сегодняшнего дня у нас будет возможность поддерживать контакты с Тирасполем, с Бельцами, может быть с Кишиневом, потому что целый ряд участников у нас будут участвовать в режиме онлайн-конференции по видеосвязи.
Но прежде всего, еще раз хотел подчеркнуть, что наступает момент истины и для Молдовы, и для российско-молдавских отношений, которые насчитывают, как вы понимаете, не то что не один десяток – не одну сотню лет. Начиная со времен Дмитрия Кантемира, Россия вовлечена в судьбы молдавского народа. И очень многие, включая светило нашей поэзии Александра Сергеевича Пушкина, оставили свой след и на территории, и в истории молдавского народа и Молдавии. И все, что сейчас происходит в Молдове и вокруг неё, как я уже сказал, не может не вызвать нашей обеспокоенности.
В настоящее время интересы Российской Федерации в Молдове и Приднестровье находятся под самой серьёзной угрозой со времени провозглашения независимости Республики Молдова и военного конфликта в Приднестровье в ходе распада Советского Союза. В период правления президента Молдовы Майи Санду (она с 24 декабря 2020 года осуществляет свои полномочия), фактически произошел демонтаж российско-молдавских отношений. И это выразилось в ряде действий молдавской стороны, в числе которых более активное участие Молдовы в поддержке воюющей с Россией Украины и присоединение к большей части введенных Западом антироссийских санкций.
Я не буду раскрывать эти тезисы, это сделают сегодня, я уверен, в течение дня многие, кто будут здесь выступать. Скажу лишь, что Кишинев под давлением Запада, в частности Еврокомиссии, денонсировал уже свыше 30 договорённостей, не платит взносы в фонд СНГ, к концу года намерен выйти из Межпарламентской ассамблеи СНГ. И так далее, и так далее, и так далее. Происходит свёртывание торгово-экономических отношений, в том числе в газовой сфере, которая всегда была особо щепетильной и деликатной с учётом зависимости Республики Молдова от поставок газа. Вопреки очевидности, экономической очевидности, Молдова пытается вместо постоянного российского газа опереться на более дорогой, реверсный или еще какой-то газ из Европы. Принимаются основополагающие документы антироссийской направленности: 15 декабря 2023 года молдавский Парламент утвердил обновленную Стратегию национальной безопасности, в которой Россия названа главной угрозой страны. Председатель Парламента Молдовы совсем недавно разглагольствовал о том, что действующий договор между Россией и Молдовой, – тот, который был не так давно заключен и касается дружбы и сотрудничества, – мертв и возвращаться к нему не следует. Вы знаете, что Европейский Союз открыл процесс: не дожидаясь никакого референдума, объявленного в Молдове одновременно с перевыборами президента, только что на этой неделе анонсировал начало обсуждения приема Молдовы в Европейский Союз. Вытесняются русскоязычные СМИ. В ноябре 2023 года был введен в действие закон о создании Центра стратегической коммуникации в борьбе с дезинформацией. Эти и другие подобные структуры создаются исключительно ради того, чтобы выкорчевывать всякое российское влияние и, по возможности, русский язык.
Вы знаете, что персонал нашего Посольства в Молдове постоянно подвергается нападкам и сокращению под всякими предлогами для того, чтобы не смог осуществлять ту деятельность, которую Посольство должно осуществлять. Запрещается въезд в Молдову российских граждан. Эта история фактически продолжается все эти годы, и к этому власти Молдовы прибегают с большой охотой. Вы знаете, что фактически нам закрыт въезд в Молдову.
Это то, что касается российско-молдавских отношений. Но все это развивается, безусловно, на фоне дальнейшей румынизации Молдовы, которая, на самом деле, такое впечатление, является прологом к аншлюсу со стороны Румынии независимого суверенного государства Республика Молдова, бывшей союзной республики Советского Союза. Но мне, как выпускнику исторического факультета Московского университета, даже было бы странно сейчас вступать в спор по поводу того, кто старше – Молдова, Молдавия или Румыния. Никакой Румынии в Средние века, да и в начале Нового времени на карте не было. А княжества Молдавия и Валахия были постоянными участниками исторического, политического и любого другого процесса в этом регионе. Стефан чел Маре – это не румынский король, Стефан Великий – это молдавский господарь. И так далее, и так далее, и так далее.
Но что мы слышим сегодня от политических деятелей Румынии и Молдавии? Только что в апреле, вы знаете, наверное, помните, премьер-министр Румынии Марчел Чолаку ярко выразился по этому поводу. Я передаю его слова, – вы их, конечно, знаете, – что не существует никакой Молдавии, не существует никакого молдавского языка. Кстати, его теперь не существует и в Конституции Молдовы, потому что там в качестве государственного языка записан румынский язык. И, собственно говоря, и Чолаку, и другие прошлые политические деятели Румынии, такие как президент Троян Бэсеску, не скрывают того, что целью их является присоединение Молдавии, слияние ее с Румынией. Причем именно в этом, я так понимаю, промежуточный ход с проведением референдума одновременно с выборами 20 октября: для того, чтобы продемонстрировать стремление в Европейский Союз. А уж в Европейском Союзе или на пути к Европейскому Союзу через Румынию такое вступление в Румынию и произойдет.
Собственно говоря, с самых первых дней после распада Советского Союза политические и общественные деятели, руководители Румынии не скрывали своих намерений. Скажем, президент Илиеску, сменивший, как мы помним, Чаушеску в качестве руководителя Румынии в драматических обстоятельствах, поддерживая распад Советского Союза и независимость Республики Молдова, тогда, еще в 90-е годы, выразился в том смысле, что эта независимость от прежнего Советского Союза, от России, но никак не от Румынии. Никакой независимости Молдовы от Румынии не должно быть. И сегодня это удостоверяет тот факт, что большинство политических деятелей, близких к Санду, и она сама являются гражданами Румынии. Какие еще нужны доказательства для того, чтобы быть обеспокоенным перспективой исчезновения с карты, политической карты мира Республики Молдова, в случае, если этот курс и эти все меры, предложенные сегодня правящими властями Молдовы, осуществятся?
На самом деле, всё это происходит в обстановке усиления авторитарного полицейского режима, репрессий в адрес любой оппозиции. Сегодня, я думаю, здесь об этом скажут участники. Оппозиция, как везде, она представлена разными политическими силами. У оппозиции есть свои проблемы, главная из которых это неспособность объединиться перед лицом того вызова, который представляют власти. Но оппозиция действует в условиях, когда все её попытки заявить о себе, поддержать связь со своими избирателями, они пресекаются, и политические деятели оппозиции все время находятся под угрозой ареста, задержания. Я не буду перечислять эти истории, вы знаете их хорошо достаточно, совсем недавно они все происходили.
Происходит активная милитаризация Молдовы. Хотя я уверен, подавляющее большинство граждан Молдовы, – даже те из них, которые в кармане держат, кроме молдавского, румынский паспорт, – совершенно не собираются погибать на фронтах и вступать в военную конфронтацию с Россией. Но к этому упорно толкают, предполагая быть может такой вариант, как переход экономической блокады Приднестровья в военную. К чему, собственно говоря, и подталкивают.
И вот здесь я хочу сказать несколько важных слов о судьбе Приднестровской Молдавской Республики. У нас сегодня обязательно выступит, как мы рассчитываем, министр иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики в режиме конференцсвязи из Тирасполя. Но я, как депутат Первой Государственной Думы, можно сказать сменивший на этом посту депутатов Верховного Совета РСФСР, хочу сказать, что на протяжении всей этой истории 90-х годов судьба Приднестровья всегда стучала в наше сердце. Мы знаем, что в Приднестровье живёт 200 тысяч граждан РФ. Что Приднестровье вынуждено было всегда выживать, а сегодня его положение, конечно, усугубилось тем фактом, что по соседству идет Специальная Военная Операция. И, конечно, и со стороны Украины, и со стороны Молдовы при Санду совершенно очевидное желание задушить Приднестровье и заставить его опуститься на колени. Для этого предпринимаются пока в основном экономические меры, но и провокации, вы знаете, за это время тоже уже были, включая террористические акты на территории Приднестровья, попытки атак беспилотными аппаратами. Там, в Приднестровье, находится наш воинский контингент. Небольшой, но флаг Российской Федерации в месте расположения этого контингента продолжает реять. А как сказал император Николай I, «флаг российский однажды поднятый никогда не должен опускаться».
Конечно, если бы сегодня, я выражаю надежду, наши войска вышли на границы с Приднестровьем в ходе Специальной Военной Операции, – уверен, весь политический контекст происходящего был бы иной. И мы рассчитываем, что это рано или поздно, но желательно рано, произойдет. Тем не менее, невзирая на все эти обстоятельства, хочу подчеркнуть вслед за Министерством иностранных дел Российской Федерации, что любая атака на Приднестровье будет рассматриваться как атака на суверенную территорию Российской Федерации со всеми вытекающими последствиями для ее участников, в том числе Республики Молдова.
Я не буду дальше затягивать свое вступительное слово. У нас сегодня много выступающих людей, которые будут обсуждать вместе с нами все те проблемы, которые мы поставили. А какие проблемы мы считаем важным сегодня обсудить? Молдавия между Россией и Румынией – исторический аспект. Соперничество России и Запада в Молдово-Приднестровском регионе в условиях войны Украины и Запада против России. План и перспективы вовлечения Молдавии в конфликт. Внутриполитическая ситуация в Республике Молдова накануне выборов и референдума о евроинтеграции, проблемы власти и оппозиции. Нарастание угрозы российским соотечественникам в регионе, дальнейшая судьба Приднестровья и Гагаузии. Русская православная Церковь и религиозный фактор в борьбе за молдавскую государственность и другие.
Позвольте на этом я свое вступление завершу. Я как бы здесь прежде всего в качестве директора Института стран СНГ, но, как вы знаете, являюсь уже в пятый раз депутатом Государственной Думы Российской Федерации. Так что можно сказать, что един в двух лицах. Хочу заметить, что Государственная Дума Российской Федерации и наш профильный Комитет по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками естественно постоянно держит себя в курсе того, что происходит.
Хочу напомнить, Государственная Дума приняла в 2021 году специальное Заявление, которое называлось «О планах и действиях Республики Молдова и Украины, ведущих к срыву и регулированию приднестровского конфликта и мерах поддержки граждан РФ и российских соотечественников в Приднестровье». Это было 16 июня 2021 года, то есть за полгода, даже больше, до начала Специальной Военной Операции. Мы тогда уже были обеспокоены теми мерами, которые проводят пришедшие к власти Санду вместе с Украиной для того, чтобы задушить Приднестровье и выкорчевать всякий след российского влияния в этом регионе. Процитирую: «Государственная Дума считает неприемлемыми любые деструктивные и безответственные заявления и действия властей Республики Молдова и Украины, направленные на подрыв действующего формата миротворческой операции, осуждает применение против Приднестровья блокадно-ограничительных мер и заявляет о необходимости скорейшего разблокирования переговорного процесса по регулированию молдово-приднестровского конфликта на всех уровнях и особенно на постоянном совещании по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по Приднестровскому урегулированию в формате 5 плюс 2».
Заметьте, – если кто-то сегодня сомневается в том, было ли мотивировано начало Специальной Военной Операции в феврале 2022 года, – вот здесь лишнее подтверждение того, что мы предупреждали всех заранее. И это касается в данном случае не Донецка с Луганском, а касается Приднестровья: ваш курс ведет к обострению обстановки, вы срываете все наши договоренности. На это никто с той стороны не обратил должного внимания. Я надеюсь, что в ходе сегодняшнего обсуждения мы еще и еще раз вернемся к этому вопросу.
Заключительное слово К.Ф. Затулина
Просто несколько слов, своего рода предварительные итоги того, что мы уже успели сегодня с утра выслушать и в чем принимали участие. Но прежде всего хочу выразить благодарность всем, кто уже успел выступить и кто продолжает участие в нашей конференции, она продолжится после обеда.
Хочу сказать, что здесь присутствуют представители Администрации Президента, Министерства иностранных дел. Мы не требуем от них высказываний, учитывая то, что каждое слово со стороны представителей исполнительных структур будет потом многократно рассматриваться под различными углами. Мы это всё понимаем. С другой стороны, хочу сказать, что настал момент, когда режимы «для служебного пользования», секретности, все прочие, которыми мы обычно себя охраняем, в том числе в связи с тем, что нет желания занять какую-то позицию или укрыться за этими грифами, теряют свое значение по сравнению с тем, что происходит и будет происходить в ближайшее время в этом регионе. Перед тем вызовом, который сегодня бросает факт переориентации целых частей постсоветского пространства, государств, входящих до сих пор в Содружество Независимых Государств. Отказ от этого пространства в пользу другого, пространства Европейского Союза. Никакого смысла нет в нашей, как бы, щепетильности в части, касающейся вмешательства во внутренние дела на фоне того, что происходит сегодня в той же Молдове, деятельности посольства Соединенных Штатов или представительств НАТО. С точки зрения вмешательства европейских политиков в конкретную практическую жизнь государства Молдова или какого-то другого государства. Вы же слышали, что еще в 2018-м году Европейский Союз взял и вычеркнул молдавский язык из перечня употребляемых в Европейском Союзе по инициативе румынского депутата. Само по себе это что такое, как не вмешательство, самое что ни на есть, во внутренние дела? Поэтому мне кажется нам надо уходить от блестящей изоляции или тогда признаться, что наша «блестящая изоляция» связана с отсутствием у нас мнения и воли к тому, чтобы что-то делать. Вот я к этому призываю наши исполнительные структуры, потому что действительно на самом деле вопрос стоит именно так. Нам надо избавиться от этой спячки.
Осталось несколько месяцев до проведения референдума 20 октября и выборов президента Республики Молдова. Я горячо поддерживаю сомневающихся в том, что это не самый последний решительный бой, что будут там еще потом парламентские выборы, еще что-то в этом роде. При той скорости, с которой принимаются решения, совершаются вещи, которые еще вчера казались невозможными, а теперь становятся необратимыми, нам нужно как можно быстрее слаживаться и координироваться.
То же самое касается, между прочим, наших добрых советов молдавской оппозиции, которая до сих пор не определилась в базовых вещах. Каким образом она собирается выживать? Давайте скажем так, что вопрос будет ли Молдова с Россией, или будет Молдова с Европейским Союзом можно представить как внутренний выбор самой Молдовы или граждан Молдовы. Но вы-то сами понимаете, что если этот выбор будет сделан не в пользу России, то вашему существованию как политических сил придет конец. Просто-напросто. Вот хотя бы из чувства самосохранения можете вы, наконец, конечно, при наличии с нашей стороны поддержки, самоорганизоваться для того, чтобы мы не превращали любую такую встречу в мартиролог упущенных возможностей и поисков ответа, кто виноват? Вместо ответа на вопрос: «Что делать? С чего начать?». Мы сегодня с утра усилиями моей коллеги Драпеко как раз возвращались к этим извечным вопросам. Вопрос «Кто виноват?» всегда интересен, и он, конечно, будет, как Алёна Аршинова тут сказала, предметом обсуждения где-то там в верхах. Но вопрос «Что делать?» должен нас беспокоить больше всего.
Это референдум не о вступлении в Европейский Союз. Никто в Молдову по итогам этого референдума в Европейский Союз не примет. Европейский Союз свою прежнюю тактику проводит, то есть он манит перспективой в течение многих лет. Сколько лет Турция вступает в Европейский Союз? Наверное, можно было бы объяснить Молдове. Турция, которая гораздо важнее как союзник, чем Молдова. Но поманить этой мечтой Украину или Молдову всегда можно.
Речь-то должна идти и у вас тоже о том, что реазговор идет не о вступлении в Европейский Союз и не об интеграции. Речь идет о прекращении существования молдавского государства. И у вас, как молдаван, со своими возможностями и суверенными правами на жизнь в своей стране. Вот о чем идет речь. И опять же, если в самой Молдове внутренние силы никак не могут этот вопрос осознать или сделать практические выводы, то нам ничего другого не остается, кроме как поддержать Приднестровскую Молдавскую Республику, признать ее государственность и сосредоточиться на том и на тех, кто готовы сами себя защищать.
Когда 23 февраля 2014-го года начались события в Севастополе, которые стали отправной точкой этой Русской или Крымской весны, и собрались люди на площади, я прекрасно помню, как один из организаторов этих событий там на месте, мне позвонил и спросил, важный задал вопрос: «Поддержит ли Россия Севастополь и севастопольцев, которые выступили против переворота и вообще собираются голосовать ногами из Украины?». Я тогда, совершенно честно воспроизвожу, ему сказал,- Чалому, если конкретно: «Россия поддержит тех, кто сам встанет. Но если Севастополь встанет, Россия не сможет не поддержать». Это я сказал, потому что на моих глазах Россия не поддержала в 90-е годы первую Крымскую весну времен Мешкова и Цекова. Но сейчас в России другой Президент, сейчас в России другая история и Россия поддержит. Но поддержит тех, кто сами готовы сопротивляться. Вот на этот вопрос надо ответить оппозиции Молдовы. Если они готовы сопротивляться и наконец определяться – бойкотировать референдум или выступать против? Конечно, выступать против, если вы в состоянии, а не просто бойкотировать. Байкотирующих можно причислить то ли к союзникам, то ли к противникам, то ли к сомневающимся. Как угодно трактовать их неучастие в референдуме. И на самом деле, всегда можно нарисовать, как вы знаете, дополнительно число участников. Тем более, что к этому дело идет.
Можем мы на самом деле переломить ситуацию? Вот вспоминали, что наша страна, Российская Федерация, в которой мы живем, гражданами которой мы являемся, наша Родина,- в ней 143 миллиона человек. И она – ведущая ядерная держава. Да, она сегодня вовлечена в конфронтацию, но не бывает таких задач, которые мы не в силах выполнить. Если встанем и поставим перед собой на самом деле такую задачу, уж тем более в отношении происходящего в Молдове.
Я вам еще один пример приведу. В 1999-м году, уж я извиняюсь, такая история, были выборы в субъекте Российской Федерации, а если точнее в Московской области, и столкнулись два кандидата. Один в первом туре набрал 49%, но не добрал процент для того, чтобы победить сразу, а второй в районе 30%. И все, кто поддерживали второго кандидата, сказали, ну, второй тур был назначен через несколько дней после Нового года,- понятно, что победит фаворит с 49%, ему осталось-то один процент набрать. В этот момент по ряду причин, я проявил инициативу и взялся за эту работу — помочь отстающему. И когда я приехал на наше телевидение, то те, кто поддерживал вот этого отстающего кандидата, на мой вопрос: «А что вы собираетесь делать?» ответили: «Ну как, мы будем его показывать, какой он хороший, будем рассказывать какой у него жизненный путь, будет концерт с его участием». А оставалось всего несколько дней. Я сказал: «Вы знаете, это все то, что вы делаете, абсолютно неважно. Вы не должны рассказывать о том, какой он хороший. Вы должны рассказать, почему другой плохой». И в результате этот хороший или плохой фаворит проиграл выборы во втором туре. Хотя все считали, что это просто невозможно.
И вот здесь то же самое. Есть все возможности. Действительно, стакан то ли наполовину пуст, то ли наполовину полон. Ещё не так давно большенство людей, считали невозможным вхождение в Европейский Союз. Им теперь надо объяснить, что вхождение в Европейский Союз, на самом деле, это вхождение в НАТО. Это война! Правильно говорил здесь Марков по этому поводу. Вы должны понимать, голосуя за евроинтеграцию, вы голосуете не за пайки, свободное перемещение внутри Европейского Союза и т.д. Вы голосуете за войну, в которую вас втянут на стороне Евросоюза и НАТО, которые действуют на одной стороне. В войну с Россией. Вы хотите быть героями, падшими в борьбе роковой? Ну тогда идите по этому пути. Все равно какие у вас паспорта – румынские или молдавские.
Поэтому большая просьба ко всем, кто это все слышит, потому что идет трансляция, и тех, кто делает из этого выводы именно так относиться к этому делу. Это будет позор. Позор, если мы все вместе не в состоянии оказать противодействие всему тому, что совершается сейчас. Просто позор при наличии таких возможностей. Я совершенно согласен с Дмитрием Соиным по поводу глубинного молдавского или гагаузского народа. К этому надо апеллировать. Это суметь поднять на поверхность из этих глубин.