Город «русской славы» Севастополь намереваются лишить особого статуса. В России он как был, так и остается городом федерального подчинения. А вот на Украине президент Зеленский решил Севастополь «развенчать». В его законопроекте по децентрализации страны особое положение остается только у Киева. Впрочем, обделили не только Севастополь, но и Донбасс, об особом статусе которого тоже не упоминается.
Предложение Зеленского вызвало скандал не только в Крыму, жители которого посчитали намерение президента Украины издевательством над здравым смыслом, но и в Киеве. И если в Севастополе считают, что не дело президенту другой страны заниматься статусом российского города, то в Киеве-то полагают, что Зеленский готовит стране новую «зраду». Представитель «Оппозиционной платформы» Нестор Шуфрич прямо заподозрил главу государства в утрате всяких надежд вернуть Севастополь. По словам депутата, он и его товарищи по фракции не могут с этим смириться и продолжат борьбу за город и его специальный статус. Между тем в «Слуге народа» решение Зеленского объясняют тем, что особое положение Севастополя до 2014 года объяснялось нахождением там базы Черноморского флота России, но после того, как Россия вышла из Договора об аренде базы, ситуация, мол, изменилась и для особого статуса просто нет никаких оснований. Тот факт, что Севастополь как был, так и остался главной базой ЧФ, причем Черноморский флот теперь там властвует безраздельно, а не соседствует с ВМС — на Украине не учитывают.
Между тем Севастополь всегда стоял особняком благодаря тому, что строился как главная база Черноморского флота. Даже когда Российская империя рухнула, а ей на смену пришел Советский Союз, Севастополь все равно сохранил свою важность, оказавшись на одном уровне с автономными республиками, областями и краями. Это был город прямого федерального подчинения. И, кстати, когда Хрущев передавал Крым Украине в 1954 году, о Севастополе в указе Президиума Верховного Совета СССР не говорилось ни слова. Он так и оставался в подчинении РСФСР. В 90-е Украина его просто «прихватила» по факту, вдаваться в юридические детали тогда никто не стал. Своей пророссийской позицией Севастополь всегда пугал Украину. Поэтому, с одной стороны, его особый статус прописали в Конституции страны, а с другой — так и не приняли закон, в котором он бы раскрывался. И вот теперь упоминание о городе как отдельной административной единицы вообще хотят изъять из украинского Основного закона.
Эксперты объяснили «МК», с чем связано предложение украинского лидера и как к нему стоит относиться.
Кирилл Молчанов, замглавы Украинского института анализа и менеджмента:
— Обращает на себя внимание тот факт, что Зеленский решил оставить особый статус Крыма в составе Украины, а вот особый статус Севастополя решил упразднить. В первую очередь это говорит о том, что решение не является частью какой-то новой стратегии Киева. Скорее всего, речь идет об очередном заигрывании с радикалами, которые убеждены, что события 2014 года стали результатом излишне мягкого отношения властей к полуострову. При этом Зеленский специально сконцентрировался на Севастополе, так как изменение его статуса всеми националистами будет воспринято хорошо. Если бы Крым сделали обычной областью, это наверняка вызвало бы болезненную реакцию со стороны крымских татар. С 2014 года они добиваются для себя национально-культурной автономии, уже отхватили часть Херсонской области, но вообще требуют для себя весь Крым. Лишение полуострова особого статуса станет для них неприятным сюрпризом. Впрочем, все это имеет исключительно идеологический смысл, так как Киев никаким образом не контролирует ситуацию в Крыму.
Константин Затулин, замглавы Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, глава Института стран СНГ:
— Положение о специальном статусе Севастополя в Конституции Украины появилось только потому, что украинские власти хотели вывести его из общего законодательного пространства республики, которое требует выборности главы города. Как известно, на Украине глава Севастополя всегда назначался напрямую президентом. За все время существования Украины она так и не разродилась законом о специальном статусе Севастополя, который мог бы отрегулировать многие аспекты жизни в нем, прежде всего нахождение в нем Черноморского флота. До 2014 года Россия арендовала примерно 5% территории и акватории города, чтобы размещать там свои военно-морские силы.
В свою очередь украинские власти не скрывали, что отсутствие закона о специальном статусе и выборов мэра прямым образом связано с популярностью в регионе России. Например, с 2005 по 2006 годы депутаты Верховной рады, в том числе избранные от Севастополя, трижды пытались провести закон об особом статусе, но каждый раз он не набирал необходимого количества голосов. Инициатором провала выступала администрация президента Виктора Ющенко.
Что касается нынешнего решения Зеленского, сложно сказать, с чем оно может быть связано. Непонятно, зачем он смешит или дразнит людей, изменяя статус Севастополя, который давно существует в составе России и не собирается обратно.
Артур Аваков