Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        О несогласии на отзыв Правительства РФ на законопроект «О репатриации в Российскую Федерацию»


        Специальный представитель Государственной Думы по миграции и гражданству, депутат К.Ф. Затулин 11 июня 2021 года внес законопроект «О репатриации в Российскую Федерацию» №1191989-7. Цель, которую поставил законодатель, разрабатывая названный законопроект, заключается в законодательном обеспечении права соотечественников, проживающих за рубежом на возвращение в Россию (на Родину), приобретение ими вида на жительство и, в последующем гражданства Российской Федерации в порядке репатриации. Во исполнение части третьей статьи 69 Конституции Российской Федерации «об оказании поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности». То есть для предотвращения их ассимиляции, прежде всего в государствах, законы и практика которых создают проблемы для удовлетворения национальных прав и интересов российских соотечественников.

        Переезд в Россию соотечественников в порядке репатриации, в отличии от действующей Государственной программы оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Госпрограмма) не ставит условием их переезда наличие у соотечественника нужной для региона вселения профессии, квалификации, существования в регионе вселения работодателя, готового принять соотечественника, наконец, от наличия ресурсов в регионе, чтобы выплатить причитавшиеся соотечественнику средства, связанные с переездом.

        Предлагаемый законопроектом механизм не конкурирует с Госпрограммой, он направлен, прежде всего на тех соотечественников, которых не удовлетворяют ее условия. Принятие законопроекта позволит открыть простой и ясный путь возвращения в страну соотечественников, желающих жить в России, что отвечает потребностям страны в решении демографической проблемы и не создает конфликта интересов с населением Российской Федерации, возникающим зачастую в процессе трудовой миграции в Россию.

        Самое же главное заключается в том, что законопроект вводит в юридическое поле понятие «репатриации соотечественников» — их права на возвращение на собственную Родину или Родину предков, что для нашей страны с ее трагической историей, породившей крупнейшую в мире диаспору, является важным политическим заявлением.

        Законопроект определяет не только процедуру репатриации, он вносит важную коррекцию в само определение соотечественника, внося соответствующую поправку в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Предлагаемое определение понятия «соотечественник, проживающий за рубежом», конкретизирует его, снимая неопределенности, существующие в действующем законе, что делает его эффективным для правоприменения, в том числе и для Госпрограммы. Особенно важно, что в законопроекте впервые в нашей правоприменительной практике русские, украинцы и белорусы, как и представители других исторически проживающих в России народов рассматриваются как соотечественники, имеющими право на репатриацию, вне зависимости от того жили ли они или их предки прежде в границах современной Российской Федерации.

        Следует обратить внимание и на то, что внесенный Президентом Российской Федерации 28 декабря законопроект «О гражданстве Российской Федерации», как и действующий закон, не рассматривает соотечественников, как таковых, как лиц, имеющих особые отношения с Российской Федерацией в вопросе гражданства. Соотечественник рассматривается только как участник Госпрограммы, что, очевидно, расходится с конституционным положением об особом отношении России к своим соотечественникам, проживающим за рубежом. Принятие новой редакции закона о гражданстве не снимает актуальности законопроекта «О репатриации в Российскую Федерацию».

        В Государственную Думу на законопроект «О репатриации в Российскую Федерацию» поступил Официальный отзыв Правительства РФ от 14.12.2021 г., за подписью заместителя председателя Правительства РФ Д. Григоренко,

        Замечания к данному законопроекту в Официальном отзыве, на основании которых Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект, не отражают сути внесенного законопроекта «О репатриации в Российскую Федерацию», но блокируют его дальнейшее рассмотрение в Государственной Думе, что наносит серьезный политический и имиджевый ущерб России.

        Приложение: Справка «Об Официальном отзыве Правительства РФ от 14.12.2021 г. на законопроект «О репатриации в Российскую Федерацию № 1191989-7» — на 2 л.

         

        Приложение

        СПРАВКА
        об отзыве Правительства РФ на законопроект
        «О репатриации в Российской Федерации» № 1191989-7

        1. В отзыве утверждается, что «принятие отдельного законодательного акта, содержащего положения, аналогичные ФЗ «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом» и Госпрограмме переселения соотечественников из-за рубежа, утвержденной указом Президента РФ от 22.06.2006 г. № 637, может привести к нарушению системности правового регулирования и возникновению конкуренции норм».

        Возражение: законопроектом предлагается новый путь к легализации и гражданству для соотечественников, не пересекающийся с возможностями, предлагаемыми другими законодательными актами, что не может нарушить системность правового регулирования вопросов, рассматриваемых иными правовыми актами. Системность правового регулирования обеспечивается наличием подзаконных актов, принятых в развитие положений федерального закона, регулирующего условия и процедуру переселения в РФ в порядке репатриации, который и предлагается принять.

        2. «Отдельные положения законопроекта не согласуются с предусмотренными законодательством основаниями отказа в выдаче вида на жительство и отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ».

        Возражение: законопроект не регламентирует основания и процедуру приобретения гражданства РФ, т.к. это регулируется ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», в связи с чем не содержит и оснований отклонения заявлений о приёме в гражданство РФ.

        К моменту приобретения права на подачу заявления о приёме в гражданство РФ в порядке репатриации репатрианты проживают по виду на жительство в РФ, основания для отказа в выдаче которого предусмотрены ст. 9 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и законопроектом не регламентируются.

        3. «Не предусмотрены положения о необходимости создания, функционирования и использования единой федеральной базы репатриантов»

        Возражение: единая федеральная база репатриантов предполагается в форме учёта лиц, получивших вид на жительство в РФ и приобрётших гражданство РФ в порядке репатриации.

        Технологически она будет представлять собой по дополнительному разделу в существующих информационных системах ЦБДУИГ и приобрётших гражданство РФ (по новому основанию — в порядке репатриации).

        Это не потребует расширения существующего функционала вышеназванных информационных систем и не повлечёт существенных расходов на их модернизацию.

        Порядок её создания, функционирования и использования будет регламентирован постановлением Правительства РФ.

        4. «Законопроектом значительно сужен объём предоставляемых репатриантам льгот и преференций по сравнению с предусмотренными Госпрограммой».

        Возражение: предусматривая возможность получения репатриантами вида на жительство ещё до выезда в РФ и не связывая возможность репатриации с обязательным наличием трудовой вакансии в регионе вселения, законопроект сохраняет все гарантии и преференции, предоставляемые соотечественникам по Госпрограмме переселения соотечественников из-за рубежа в случае их участия в Госпрограмме.

        Воспользоваться механизмом репатриации смогут те соотечественники, кого не удовлетворяют условия участия в Госпрограмме (напр., имеют источник дохода, позволяющий содержать семью, но не нашли вакансию в регионе вселения, а жильё предоставляют родственники). То есть предполагается, что в перспективе они будут работать не обязательно по своей специальности

        В случае неучастия и самостоятельного переселения (т.е. только в порядке репатриации) предоставления соотечественникам гарантий и преференций не предполагается.

        5. «Понятие «репатриация» и «репатриант» не определены в законопроекте и отсутствуют в действующем законодательстве».

        Возражение: понятие репатриации содержится в преамбуле – это возвращение российских соотечественников на постоянное проживание в РФ, и законопроект определяет её условия и процедуру.

        Поскольку понятие «репатриант» в законопроекте не используется, оно не нуждается в отдельном определении.

        6. «Предлагаемая новая редакция понятия «соотечественник» значительно его сужает и не учитывает ряд категорий указанных лиц».

        Возражение: законопроект уточняет понятие соотечественника, предусмотренное в пункте 3 ст. 1 ФЗ «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом», исключая неопределённое словосочетание «как правило», и расширяет его не только проживавшими на территории РФ, но и родившимися или проживавшими в ней.

        Законопроект не сужает имеющееся понятие соотечественника, а конкретизирует его.

         

        /