На днях «Новая газета Кубани» сообщила о том, что рассмотрение законопроекта о расширении ФТ «Сириус» за счёт Сочи отложено на две недели. Поводом для этого стали многочисленные обращения сочинцев к депутатам Госдумы, в которых они выразили беспокойство этой ситуацией.
«Новая газета Кубани» попросила первого заместителя Комитета Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константина Затулина рассказать о том, что предшествовало появлению этого законопроекта.
«НГК»: Константин Федорович, в июле этого года по Вашей инициативе в Сочи прошло общественное обсуждение планов развития города Сочи и федеральной территории «Сириус». Расскажите, кто участвовал в обсуждениях, и к чему пришли?
К. Ф. Затулин: К этому времени уже было решение вице-премьера Правительства РФ Чернышенко, было поручение – готовить поправки в Закон «О федеральной территории «Сириус» по обращению председателя Совета этой федеральной территории Елены Шмелевой. В июне я направил депутатский запрос Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину, он опубликован в моём Telegram-канале, как и все другие документы. В этом депутатском запросе я задавался темой – зачем нужно разваливать сложившуюся исторически, географически, экономически, административно сочинскую городскую агломерацию, разрушать таким образом главный курорт страны путём усекновения, обрезания его за счёт вот как раз горного кластера, Красной Поляны и сопутствующих земель на 1/3? Ведь прежняя идеология развития курорта, особенно с того момента, когда к этому оказался причастен Владимир Владимирович Путин, состояла в том, что надо развивать зимний и летний курорт. И преимуществом Сочи, которое дало ему право на проведение сочинской Олимпиады-2014, стало именно это сочетание горного и морского кластеров. В результате того, что механически от Сочи уже отсечены все олимпийские объекты в Имеретинской долине, к ним теперь в результате нового расширения должны прибавиться и все остальные олимпийские объекты. Но дело даже не в этих объектах, и даже не в потере статуса бывшей олимпийской столицы, – дело в потере идеологии развития города и его перспективы как уникального горно-летнего курорта. Вот это и было темой обсуждения в ходе этого мероприятия. Да, действительно, я приложил руку, чтобы собрать общественников в Сочи, я приглашал представителей Городского Собрания Сочи, большинство проигнорировало эту встречу. Были депутаты Лиодт и Эксузян. Кстати, потом депутат Эксузян был лишен депутатского статуса, к нему стали предъявлять претензии, как к бизнесмену, прежде всего. А администрация города, к большому сожалению, проигнорировала в полном составе это мероприятие, хотя все были приглашены. Вот уже тогда речь шла о том, что планы расширения «Сириуса» за счёт Сочи на самом деле разваливают Сочи, мы не очень понимаем, зачем нужны «Сириусу». Если речь идёт об образовательном центре «Сириус», то никаких проблем нет. Он может развиваться и без передачи ему 14 населённых пунктов, а именно столько собираются передавать, если законопроект на этот счёт будет принят. Но законопроект, как вы знаете, отложен для проведения консультаций.
«НГК»: В конце октября 2022 года общественность Сочи направила обращение к Президенту РФ В.В. Путину с просьбой придать городу-курорту федеральный статус, объединив его с ФТ «Сириус» и создав курортную агломерацию. Ответ на обращение от президента уже поступил заявителям?
К. Ф. Затулин: Речь идёт о следующем. Если серьёзно подходить к проблемам города, то город Сочи по площади 350 тыс. гектаров плюс ныне занимаемые территории «Сириуса», там ещё несколько тысяч гектаров, всё вместе, и это очевидно, является неким анклавом в Краснодарском крае. По традиции город Сочи всегда развивался за счёт федеральных или союзных программ. И давно стоял вопрос о том, чтобы напрямую Сочи подчинить Москве. На самом деле, в ходе Олимпиады это было продемонстрировано. Конечно, своими силами Краснодарский край никогда б не вытянул Олимпиаду, и в данном случае это были общефедеральные средства. С тех пор город Сочи лишился всяких прямых дотаций от Москвы, дотации в город идут через краевой бюджет, а краевой бюджет, ясное дело, имеет много приоритетов внутри самого края, и город Сочи сегодня постепенно становится, при том, что он остаётся городом-курортом, городом социального бедствия. Потому что в нём перенапряжена вся социальная инфраструктура, небывалый всплеск интереса к Сочи, бум строительный, не всегда законный, многоэтажное строительство, приток населения и при этом отставание социальной инфраструктуры – школ, больниц, детских садов, хроническое отставание. Вдобавок ко всему, что, на мой взгляд, ни в коей мере не считается правильным, в соответствии с общефедеральными правилами у города Сочи, у городской власти, отнят всякий контроль органов здравоохранения, к примеру, всех больниц, поликлиник, не говоря уж о санаториях. Они никакого отношения к управлению Сочи не имеют. Они развиваются или по своим планам, как санатории разной ведомственной подчинённости, или по краевым лекалам. Город Сочи никуда не пропадает с карты, он будет, естественно, рядом с Краснодарским краем, но, согласитесь, он в силу своей географии отделён Кавказским хребтом от остальной территории Краснодарского края, он находится в транспортном тупике на границе Российской Федерации. Когда шёл грузино-абхазский конфликт, город Сочи был не только пограничным, но и прифронтовым. В Сочи проходит огромное количество мероприятий федерального уровня, в Сочи работает президент и проводит не только внутренние, но и международные встречи, и так далее, это всё даёт право считать город Сочи летней столицей Российской Федерации. В то же время, в Краснодарском крае – это обычное муниципальное образование и далеко не главное. И это сказывается, в том числе, и на положении сочинцев. Они уже перестали быть пионерами по заработкам, они уступают сегодня по уровню доходов населения Краснодара и Новороссийска. В случае, если отрежут «Сириусу» ещё часть сочинской территории, и я об этом в своём отзыве говорил, получится резкий дисбаланс в обеспеченности доходами на каждого жителя. В «Сириусе» он будет составлять 95 тыс. рублей на человека в случае его расширения, а в Сочи – 17 тыс. То есть ухудшается ситуация для сочинцев, и самое главное – перспектива дальнейшего развития города остаётся под вопросом. Поэтому речь идёт о трёх вариантах дальнейшего развития; первый – всё остается так, как есть, и город Сочи, и «Сириус» сосуществуют рядом друг с другом. Но при этом город Сочи не обрезается ещё на треть, а остаётся в нынешних границах. Это как бы один вариант, и есть у него свои недостатки. Второй вариант – город Сочи становится федеральной территорией, то есть федеральной территорией объявляется не один «Сириус», а весь Сочи, включая «Сириус» с общим управлением. Потому что и сегодня, я извиняюсь, все «каки и бяки», весь мусор, канализация, водопровод и всё остальное «Сириуса» – всё это зона ответственности властей Сочи. И уборка улиц проводится тоже не самим «Сириусом», она обеспечивается силами города-курорта. И третий вариант – он, конечно, наиболее престижный, у него уже есть аналоги в нашем административном устройстве. Речь идёт о том, чтобы сделать город Сочи субъектом Российской Федерации, как, например, город Севастополь. Но это потребует изменения Закона об образовании новых субъектов, потому что закон, принятый по этому поводу в начале 2000-х годов, к сожалению, рассматривает только вариант создания новых субъектов РФ – путём слияния двух и более субъектов. Этот закон принимался во времена, когда наша власть считала, что надо быстро укрупнить субъекты Российской Федерации, и они заложили в закон только один вариант – путём слияния. Если эту правку внести, то в принципе можно рассматривать и вариант создания нового субъекта РФ. Но мне кажется, что вполне достаточно после того, как были внесены поправки в Конституцию РФ и образована первая и пока единственная в России федеральная территория «Сириус», можно было бы пойти по пути создания федеральной территории «Город-курорт Сочи», в котором развивались бы образовательные и иные программы. Это было бы наилучшим вариантом. «Сириус» планирует создавать университет, у нас в Сочи есть университет, давайте отдадим этот университет в руки «Сириуса», чтобы он приобрёл новый уровень, новое качество. Или у нас будет в каждом посёлке по университету, то это, согласитесь, ненормально.
«НГК»: Константин Федорович, Председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин поручил председателю комитета ГД по государственному строительству и законодательству Павлу Крашенинникову привлечь к обсуждению законопроекта Сергея Миронова и представителей партии «Новые люди». Кого ещё, по Вашему мнению, необходимо привлечь для обсуждения этой темы?
К. Ф. Затулин: Дело в том, что, когда мы дошли до этого пункта в повестке Совета Государственной Думы 14 ноября, слово в начале взял председатель фракции Миронов, который заявил о том, что к нему приходит много обращений, писем, люди обеспокоены планами расширения «Сириуса», но самое главное – не расширение «Сириуса», а сокращение и развал Сочи, и агитирует, чтобы весь Сочи стал федеральной территорией, и чтобы его не дробили на куски. И он предложил это обсудить и пока в первом чтении закон не принимать. Тут же председатель комитета подтвердил, что «да, у нас такое обсуждение состоялось», причём не в стенах Государственной Думы, а в Администрации Президента, и мы предлагаем перенести обсуждение на две недели, и за это время должны пройти необходимые обсуждения. Причем не только внутри Думы, но и, главным образом, под эгидой администрации президента. После этого заявления я не стал выступать, я просто обозначил своё присутствие. Председатель Государственной Думы, который вёл Совет, сказал, что во всех обсуждениях, которые предстоят, Павел Валентинович, как председатель профильного комитета, будет принимать участие. Он обратился: «Павел Валентинович, прошу обеспечить, чтобы участвовали только что выступившие Миронов, депутат от Сочинского округа. Ранее представитель «Новых людей» Даванков сказал, что они тоже очень заинтересованы, они собираются круглый стол проводить по проблемам туризма, и вот поэтому фамилия представителя комитета по туризму не была названа. Может быть, это будет сам Даванков, вице-спикер. Но надо иметь в виду одно обстоятельство. Пожелание было высказано Крашенинникову. Если Крашенинников будет собирать что-то своё, то он будет обязан это пожелание учесть. Если речь пойдёт не о встрече в Думе, а о встрече в Администрации Президента или Правительстве, то кто на самом деле будет приглашен, будет зависеть не от Крашенинникова. Посмотрим, как будет…
Я написал отзыв, который мной опубликован, он был получен комитетом, я с председателем комитета говорил, он мою позицию знал, но, к большому сожалению, не удосужился меня пригласить на то самое заседание комитета, где принималось решение о вынесении этого вопроса на первое чтение. То есть он просто не стал меня приглашать и потом не смог мне это объяснить, сказал: «Ну, вот мы там… вы ж могли поинтересоваться». Но вы же могли бы и пригласить! То есть было большое желание протащить этот закон любым путем. Но пока это пожелание не сбылось.