Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На основной сайт

        Депутатский запрос о необходимости принятия мер для спасения уникальных субтропических насаждений города-курорта федерального значения Сочи


        Уважаемый Александр Александрович!

        Уважаемый Сергей Алексеевич!

        Уважаемый Геннадий Яковлевич!

        Российские субтропики – это исключительно узкая прибрежная полоса Черноморского побережья Кавказа в пределах города-курорта федерального значения Сочи, природный феномен общенационального достояния, не имеющий аналогов в иных регионах страны. За столетие целенаправленного озеленения здесь сформирован уникальный облик города с высокой долей субтропических пород – пальм, кипарисов, магнолий, камелий и других растений, – которые определяют узнаваемую идентичность Сочи, его культурную и рекреационную ценность, а также качество городской среды.

        Замещение этих сообществ иными типами озеленения не восстанавливает утраченных природных и эстетических качеств и ведёт к утрате исторически сложившегося ландшафтного кода; репликация видового состава, возрастной структуры и устойчивых биоценозов субтропиков в иных частях страны невозможна по определению. Восстановление зрелых субтропических сообществ – это горизонты десятилетий и столетий, требующие непрерывности климата, почв, микробиоценозов, генетического разнообразия и сложившихся связей. В этих условиях любая отсрочка в защите субтропиков равнозначна сознательному отказу от уникального для России природного капитала и от исторически сложившейся идентичности Сочи как города-курорта.

        Вынужден обратить Ваше внимание на то, что многолетнее небрежение и грубые ошибки в обращении с субтропической растительностью привели сочинские субтропики на грань исчезновения. По всей протяжённости городской полосы наблюдаются признаки массового ослабления и гибели ключевых пород, определяющих визуальный и экологический облик города – пальм, кипарисов, магнолий, лавров, камелий, а также интродуцированных плодовых и декоративных культур. Очаги повреждений расползлись от отдельных кварталов и прибрежных парков к внутригородским оврагам, санаторным территориям и придомовым зонам, образуя цепь взаимосвязанных зон поражения.

        Несмотря на проводимые обработки и оздоровительные мероприятия, динамика потерь остаётся негативной: темпы усыхания и деградации насаждений превышают скорость их обновления. Основная масса заражений фиксируется не на уровне раннего выявления, а уже на поздних стадиях, когда кроны частично усохли, сердцевина ствола разрушена, а локальное лечение неэффективно. Это указывает на отсутствие системного мониторинга и пропуск ранних стадий заражения, что делает борьбу преимущественно реактивной.

        Особое внимание требует ситуация с декоративными пальмами, которые являются визитной карточкой сочинского курорта и формируют ключевой элемент его городского облика. Впервые для России именно на территории Сочи выявлено массовое заражение пальм красным пальмовым долгоносиком – опасным инвазивным вредителем, способным уничтожать не только отдельные деревья, но и целые аллеи за считанные недели. Проникновение этого насекомого стало возможным вследствие отсутствия эффективного контроля и поставок зараженного посадочного материала, в результате чего часть партий была поражена уже на этапе их ввоза в регион. Долгоносик повреждает внутренние ткани пальмы, приводя к быстрой гибели – зачастую без внешних видимых признаков до критического этапа. Темпы распространения очагов инфекции указывают на то, что проблема может стать необратимой уже в ближайшее время, если не будут приняты немедленные меры. По сведениям администрации города Сочи, только в прошлом 2024 году было выдано более 1400 разрешений на снос погибших пальм на муниципальной городской территории, где их осталось не более 7 тыс.

        Параллельно фиксируются новые угрозы – появление ранее не встречавшихся на Черноморском побережье опасных вредителей, таких как туевый лубоед, кипарисовая златка, амброзия, а также ряд фитопатогенных грибов и насекомых-интродуцентов. Их появление связано с глобализацией рынков посадочного материала, а также с упрощённым доступом несертифицированной продукции на объекты озеленения.

        Каждый новый инвазив подтверждает: имеющаяся система профилактики устарела и не в состоянии реагировать на новые биологические вызовы. Нарастание потерь – не просто экологическая, но и культурная и экономическая деградация. Сочи утрачивает свою знаковую визуальную идентичность, превращаясь из города-парка в территорию точечных зелёных вкраплений. Одновременно растёт финансовая нагрузка на бюджет и коммунальные службы, вынужденные ежегодно оплачивать санитарные рубки, аварийное удаление, утилизацию и пересадки, не устраняя корневой причины – отсутствия целостной системы фитосанитарного контроля.

        Тисо-самшитовая роща в Хосте наглядно демонстрирует, к чему приводит запоздалая реакция и формальный мониторинг – инвазия самшитовой огнёвки (Cydalima perspectalis), фиксируемая на Черноморском побережье с 2012 года, за несколько сезонов уничтожила природное ядро самшитовых сообществ и привела к фактической утрате экосистемы рощи. Оценки природоохранных учреждений фиксируют практически полное исчезновение самшитовых зарослей в целом по массиву – уровень утраты квалифицируется как близкий к 99%, что подтверждает необратимый характер произошедшего. Даже при начавшихся попытках восстановления специалисты прогнозируют исключительно длительные сроки естественного возобновления – от нескольких десятков до сотен лет, что делает восстановление тисо-самшитовой рощи практически недостижимым в обозримой перспективе. Этот пример прямо иллюстрирует текущую уязвимость субтропиков Сочи: при отсутствии единого контроля происхождения посадочного материала, ранней диагностики и координированного реагирования локальная инвазия за считанные годы превращается в необратимую потерю уникального природного объекта федерального значения.

        Таким образом, происходящее в Сочи нельзя рассматривать как сумму отдельных локальных проблем – это системный процесс разрушения субтропической экосреды города, вызванный отсутствием координации, контроля, карантина и профессионального научного наблюдения. Каждый год промедления закрепляет этот процесс и усложняет возможность его остановки, приближая субтропики Сочи к точке невозврата.

        В чем причины кризиса?

        Сложившаяся в Сочи система управления зелёными насаждениями представляет из себя фрагментированный комплекс, где земельные участки и объекты озеленения принадлежат различным категориям – федеральной собственности, краевой, муниципальной, ведомственной, санаторно-курортной, частной и иным формам владения. Большую часть (97%) общей территории курорта федерального значения Сочи занимают земли Кавказского заповедника и Сочинского национального парка, на которые не распространяется юрисдикция городских властей и, соответственно, общие меры фитосанитарного контроля. Каждая из подведомственностей действует по собственным правилам и регламентам в части закупки посадочного материала, его приёмки, ухода, мониторинга и обработки, что фактически порождает «лоскутное одеяло» стандартов, протоколов и компетенций. Но вредители – бабочки, жуки, клопы и др., перелетая или переползая с одного места на другое, не обращают на их разную земельную принадлежность никакого внимания.

        В таком хаосе невозможна реализация единой повсеместной стратегии фитосанитарной безопасности, поскольку разнородные регламенты не синхронизированы и зачастую имеют противоречия либо не обеспечиваются ресурсами и полномочиями на практике. Отсутствует универсальная цифровая система учёта и мониторинга, охватывающая все категории земель и объектов, что делает невозможной прослеживаемость происхождения, единые стандарты приёмки и карантина, обязательную диагностику и своевременное реагирование. Более того, в правовом и административном поле не до конца определён круг ответственности за отсутствие мер надзора и недосмотр.

        Среди ключевых логистических и институциональных провалов – отсутствие единого городского питомника-карантинника с аккредитацией и централизованными протоколами, что приводит к тому, что карантин и лабораторный контроль «размываются» между многочисленными подрядчиками и ведомствами, не подконтрольными одному ответственному субъекту. Это создаёт возможность для попадания заражённого материала на озеленительные объекты без надлежащего контроля и повышения риска возникновения новых очагов.

        Нахождение в Сочи Федерального исследовательского центра «Субтропический научный центр РАН», — преемника существовавшего в советские годы в Сочи Всероссийского НИИ цветоводства и субтропических культур, — должно, казалось бы, быть важнейшей гарантией научного подхода к защите субтропических насаждений в Сочи. Но несмотря на исторический потенциал и методические разработки, Центр фактически отстранился от практического мониторинга, диагностики и научного сопровождения фитосанитарных мероприятий. Основное внимание Центра смещено в имущественно-земельные операции – распоряжение, эксплуатацию и продажу активов, тогда как профильные научные и практические задачи мониторинга, диагностики и методической поддержки системной защиты оказались забытыми. Отсутствует регулярная публичная отчётность, единые карты поражений, оперативные протоколы обследований, что фактически лишает муниципальные структуры реального научного ресурсного и организационного центра.

        Наличие формального научного учреждения без существенного и систематического вклада в реальное противодействие угрозам создало опасный вакуум, в котором устаревшие посадочные стандарты и отстающее от новых вызовов законодательство остаются без научного осмысления. Это – яркий пример управленческого провала, когда отказ от выполнения профильных функций академического Центра ведёт к усугублению деградации единственной в стране субтропической зоны, лишая город и регион надёжного научного арбитража и эффективности мер по сохранению природного наследия. Итогом становится управленческое бездействие на всех уровнях.

        В связи с изложенной критической ситуацией, прошу принять следующие меры для предотвращения дальнейшей деградации уникальной субтропической зоны Сочи:

        1. Запретить ввоз на объекты озеленения Сочи живых растений с земляным комом, нестерильными почвенными субстратами и органоминеральными смесями по модели «нулевого почвенного ввоза»; растения in vitro и в сертифицированных инертных стерильных субстратах, с обязательной дезинфекцией тары, утилизацией субстрата, усилением пограничного контроля и административной ответственностью за нарушения, включая уничтожение заражённой партии и отстранение поставщика от работ.

        2. Установить единый городской режим фитосанитарной безопасности, предусматривающий обязательный карантин всего посадочного материала в аккредитованном питомнике‑карантиннике с подтвержденной лабораторной диагностикой и полной прослеживаемостью происхождения. Запретить высадку растений без полноценного карантинного пакета и актов досмотра.

        3. Обеспечить создание или восстановление централизованного муниципального питомника‑карантинника как единой фитосанитарной узловой площадки для стандартизованного карантина, диагностики и подготовки посадочного материала для всех землепользователей без исключения.

        4. Разработать и утвердить обязательные единые регламенты закупки, приёмки, хранения, высадки и ухода за растениями с цифровым учётом посадок, геопривязкой и фотодокументированием, жёсткими требованиями к подрядчикам и механизмами контроля исполнения с ответственностью.

        5. Немедленно провести всестороннюю проверку Федерального исследовательского центра «Субтропический научный центр РАН» по фактическому исполнению им научных функций, мониторинга и методической поддержки защиты субтропиков. Требую установить персональную ответственность руководства за формальный подход и системное бездействие, подрывающее эффективность всей городской фитосанитарной системы и ускоряющее экологическую катастрофу.

        6. Организовать межведомственный координационный центр с полномочиями единой диспетчерской: сбор данных, анализ, оперативное реагирование на очаги, ведение уникальной базы и карты заражений, согласование мер с контролирующими органами и публичное информирование населения.

        О результатах рассмотрения прошу уведомить меня по адресу: 103265, Москва, Охотный ряд, д 1. Государственная Дума, депутату К.Ф. Затулину, тел. 8-495-692-61-72, zatulin@duma.gov.ru.

        Депутат Государственной Думы России от Сочинского округа,
        первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ
        по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
        К.Ф. ЗАТУЛИН

        Метки:
        /