Председательствующий: Затулин Константин Федорович, пожалуйста.
Затулин К. Ф., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемая Валентина Львовна, в своем выступлении, в начале вы сказали, что необходимость внесения закона связана с тем, что поправки к Конституции Российской Федерации требуют приведения его в соответствие.
Принята поправка в Конституцию Российской Федерации в 2020 году, статья 69, которая гласит о том, что конституционной обязанностью Российской Федерации является оказание поддержки нашим соотечественникам за рубежом. Наши соотечественники появились в Конституции. В нашем законодательстве соотечественники появились в 1999 году с принятием закона о государственной политике в отношении соотечественников за рубежом.
Скажите, пожалуйста, почему в главе 4 «Основные понятия, используемые в законе», соотечественники не упоминаются вообще как понятие и в самом законе тоже? Хотя действует государственная программа добровольного переселения соотечественников, действует закон о государственной политике, где записано право соотечественников на упрощенное получение гражданства. Это один вопрос.
А второй. И все-таки, зачем в настоящей ситуации, когда происходит то, что происходит на Украине, мы исключаем из закона положение об упрощенном порядке получения гражданства гражданами Украины, которое в действующем законодательстве присутствует…
Да, чтобы было понятно, речь идет о гражданах Украины, постоянно проживающих в России, то есть переехавших сюда, например, после 2014 года. Зачем снимать это и переводить в подзаконные акты, указы президента и так далее? Разве вы не понимаете, что это немедленно будет использовано для дискредитации нашего отношения к гражданам Украины?
Председательствующий: Уважаемые коллеги, дополнительно просит разрешения выступить специальный представитель Государственной Думы по вопросам миграции и гражданства Затулин Константин Федорович.
Не будет возражений? Три минуты. Пожалуйста, Константин Федорович.
Затулин К. Ф.: Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Законопроект «О гражданстве…» внесен Президентом Российской Федерации. Я уважаю и поддерживаю Президента Российской Федерации. Скажу больше, он об этом знает. Здесь в выступлениях нашей фракции и других фракций, насколько я понимаю, звучало одно предложение – принять его в первом чтении.
Я не собираюсь вносить других предложений. Я лишь хочу сказать, что для того и предполагается процедура второго, третьего чтения, что мы должны сделать всё от нас зависящее, чтобы доверие к нам президента и наших избирателей было оправдано. И поэтому, безусловно, нужно обратить внимание на всё, что уже было сказано здесь депутатами в отношении совершенствования этого закона.
Прежде всего, вы, наверное, заметили, что уважаемый представитель Президента, генерал-лейтенант Казакова Валентина Львовна, она всё время отвечая на ваши вопросы, оперировала сама словом «соотечественники». Но это слово не упоминается в законе, это понятие отсутствует в законе. Хотя мы внесли его, мы с вами в 20-м году в Конституцию Российской Федерации. И мы должны непросто его включить в основные понятия законопроекта, мы должны, наконец, ликвидировать «ножницы» в нашем законодательстве, где в одном законе сказано о праве на упрощенное получение гражданства нашими соотечественниками – это в законе «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом». А в другом, конкретном, «О гражданстве…» об этом ничего нет. Это первое.
Второе. Я очень коротко. Вы знаете, я выслушал соображения, по которым из действующего законодательства «О гражданстве…» новый законопроект предлагает изъять положение об упрощенном получении гражданства гражданами Украины, Белоруссии, Казахстана и Молдовы. Теми, которые живут в России, не вообще всеми, которые там есть, а теми, кто сюда приехал, и хотят стать гражданами РФ. У нас же около миллиона граждан Украины находится здесь без оформления всякого статуса после 2014 года.
Это же определённый вердикт тому, как быстро мы решаем эти вопросы.
Я не буду вам советовать узнавать, сколько требуется в конфликтной зоне в Приднестровье для того, чтобы принять гражданство Румынии или Молдовы. Один день, если вы захотели этого, эти страны к этому стремятся. Сколько у нас, если нет упрощённого порядка? До 8 лет.
Я просто хотел бы заметить, что если мы в результате изымем это право из закона и включим потом в какие-то важные указы или подзаконные акты, — это немедленно будет интерпретировано. Всё, что происходит, вы видите, в связи с Украиной, немедленно получает оценку: «А, вы не хотите видеть граждан Украины у себя в России!». Вот, что будут говорить на Украине, и этому будет вторить вся пропагандистская машина. Не нужно делать этой ошибки.
Про детей не буду говорить, это уже было сказано.
Председательствующий: 30 секунд добавьте. Завершайте, Константин Фёдорович.
Затулин К. Ф.: Это совершенно очевидно, что не нужно держаться в законе за вето иностранца на представление гражданства. Очень странно, что вот здесь коллега говорила, зачем вообще нужно Президенту прекращать гражданство ребёнка?
Так же, как мне кажется, совершенно зря здесь было сказано, что для того, чтобы бороться с фиктивными браками, надо сказать: вы должны иметь ребёнка. А если я не могу иметь ребёнка? Ну вот такое бывает, наверное.
Почему не написать: три года, если в браке состоит, значит, это не фиктивный брак. Даже если нет детей, пусть станет гражданином, если он женат или замужем за гражданином России.
Председательствующий: Спасибо, Константин Фёдорович.